Рифма

Для начала проиллюстрирую вот такой таблицей то, какие разнообразные типы рифмы возможны в поэзии на русском языке (они уже все опробованы поэтами). Это фото страничного разворота из моей книги "Современная рифма, ее теория и предыстория".
Рифма может быть не только привычная со времен Пушкина - заударная, но и предударная, которая отражает ее, как в зеркале.

Заударная рифма - лишь один из возможных в русской поэзии типов рифмы. Среди путей эволюции русской рифмы сегодня можно выделить не только изменения точности/неточности, грамматизации/деграмматизации и т. п., но и путь от заударной рифмы к предударной. Это означает еще один аспект рифменной эволюции, возникший лишь в XX в. Такого извива история русской рифмы XVII - XIX вв. еще не знала. Возникновение предударной рифмы со всей определенностью ставит вопрос о применимости к ней старых классификаций. Последние создавались в эпоху, знавшую лишь заударную и предударно-заударную рифму. В предударной же рифме правые части компонентов в предельных случаях вообще не затронуты созвучием и их слоговой объем(равносложность/неравносложность и т. п.) никак не влияет на рифму как таковую. В предударных созвучиях обнаруживаются нерифмованные дактилические окончания (Вознесенский - ДУмая/сДУнули, ЛИповым/веЛИкая, ПАРАбола/ПАРАграфы; Сулейменов - ПРОшлое/ ПРОстыни; Евтушенко - ВЫтянув/неВИдимых, РАСЧЕтлива/РАСЧЕсочку, ДЕвочки/ДЕлают, ВЕшаться/ВЕжливо; Рождественский - МЕдленно/АМЕрика; Минералов - разМЕТАвшихся/МЕТАфоры, ТРЕнькают/культурТРЕгеры, КОнчится/КОмплексов, ГРАции/ГРАдусов, и др.), нерифмованные женские (Вознесенский - ЩЕКОю/ЩЕКОтно, ВЕка/ВЕто, БЕРЛОги/ БРЕЛОка, СПАСИбо/СПАСИте; Сулейменов - НЕбо/НЕту, ГРУду/ ГРУстный, ДАнью/ДАром; Евтушенко - ПЕЧАтью/ПЕЧАлен, МАКАя/ МАККАрти, СТИкса/СТЫдно, МОлит/МОря; Рождественский - СТЕны/СТЕрва, молЧАнье/ЧАрдаш, СИлы/спаСИбо; Минералов - ПЛОти/ПЛОхо, ПРЯный/ПРАвда, ГУлки/чуГУнный, КРАсках/КРАпом, ВРЕден/ВРЕмя, и др.), нерифмованные неравносложные (Вознесенский - РУЛЕм/РУбЛЕвские, ПОр/ПОлых, ГОГЕн/бОГЕма; Сулейменов - МЕстью/МЕч, СЛОва/ СЛОн, зРЕния/РЕже; Рождественский - поВИсла/телеВИзоры, Минералов - ВЫТЕКАет/ВЕрТИКАль, НаЧИнен/НоЧИ, ПРОшлого/ПРОчерк, ОБЫденно/ОБИде, УМА/УМАясь, и др.)...

Предударная рифма может быть мужской, женской, дактилической, наконец - неравносложной. Однако если привычная заударная мужская рифма образуется соположением слов с ударением на последнем слоге, предударная - словами с ударением на первом слоге (Вознесенский - ПУдры/ПУльта, ГОлос/ГОда, РАно/РАмке, КРИка/КРЫльями; Ахмадулина - (в) ПАрке/ПАхли, ВЗДОр/ВЗДОх, СМЕх/СМЕрть; Сулейменов - ШАгом/ ШАпку, КОпья/КОни, СТРУшу/СТРУны; Евтушенко - ЛИвни/ЛИре, ПАнчо/ПАльца; Минералов - КРОвь/КРОтость, СКУка/СКУпо, МОлим/МОря, БЕды/БЕга, СТАи/СТАрец, ХОхот/ХОду, РАно/РАза, и др.). И в том и в другом случае рифмованы ударные слоги компонентов рифмы, занимающие в словах краевую позицию. Далее, классическая женская рифма образуется словами с ударением на предпоследнем слоге от конца, женская предударная (ее антипод) - словами с ударением на втором слоге от начала (Вознесенский - КОЛОтит/КОЛОдцах, ПОМОчь/ПОМОст; Ахмадулина - ОДНАко/ОНДАтра, РеЗВЯтся/РаЗВЯзно; Рождественский - ЛЮБОй/ЛЮБОвь; Минералов - РОМАнса/РОМАшки, СПИРАль/СПИРАет, КоНУрки/КаНЮча, ПоВИсли/ПеВИчка, ВеТРЯк/ВиТРАж, ПЛУТАют/ПЛУТАрха, КОЛЕно/КОЛЛЕга, ПРОГРЕт/ПРОГРЕсс, и др.; дактилическая новая - с ударением на третьем слоге от начала, а не от конца (Вознесенский - ПОЛОВЕцки/ПОЛОВЕшкой, ТОРМОзА/ТОРМОшА; Ахмадулина - ГОРевАл/ГОноРАр, КоЛЕСИт/КЛавЕСИн; Минералов - ПРОдолЖЕнье/ПрОтеЖЕ, АНТИОха/АНТИлОпы, СаМоРОдной/СуМаРОкова, ПОЛоНЕз/ПОЛыНьЕ, и др.).
Наблюдение убеждает, таким образом, что предударная рифма повторяет основные свойства классической - но повторяет по другую сторону ударения и как бы «навыворот», так как она - диалектическая противоположность, «зеркальное отражение» заударной рифмы. Тем самым в рассматриваемом эволюционном изменении русской рифмы обнаруживается все то же развитие в свою диалектическую противоположность.
Оговоримся, что стиху вообще свойственны «зеркальные отражения», явления симметрии. Напомним, что анапест, например, - «зеркальное отражение» дактиля (обратите внимание на образный смысл, внутреннюю форму его древнегреческого названия). Амфибрахий же синтетически сочетает их свойства.

Об авторе
Стихи из книг Юрия Минералова


Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение. © Copyright Юрий Минералов. Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением федерального закона об охране авторских и смежных прав.