Юрий Минералов
ЛЮДИ И СИТУАЦИИ
Геннадий Григорьевич Балахонов родился в 1947 г. в Сибири в г. Топки Кемеровской области. Окончил химический факультет Томского университета, служил офицером в Советской армии, учился в аспирантуре в Харькове, работал в НИИ. В настоящее время заведует кафедрой в Бийском педагогическом государственном университете им. В.М. Шукшина. Им опубликованы поэтические книги «Эмпирия» (2000), «Ad notam» (2001), «Поэтическая вольность» (2002), «Части и целое» (2003).
Геннадий Балахонов — почти мой земляк (я закончил школу совсем по соседству, в Новокузнецке). К тому же мы почти ровесники. Давным-давно, в конце 1970-х годов, мы как-то сидели вместе с поэтами Иваном Ждановым и Александром Еременко, и кто-то пошутил: словно некая Сила «облучила» во времена нашего детства узкий участок Сибири, раз там выросли сразу три поэта. И правда, с этими двумя мы столь же близки по возрасту («погодки»), а выросли они — один в Барнауле, другой в рабочем поселке на Алтае.
В самом деле, удивляет, что такая «когорта» поэтов, да притом «авангардных» (по складу раннего творчества), зародилась тогда в этом шахтерском и промышленном — то есть, прямо сказать, квазипролетарском! — регионе, где казалось бы, люди кругом просты и заняты практическими жизненными делами, где совсем не до поэзии. И вот ныне прибавляется четвертый: он начал творчество довольно поздно, но энергично.
Г. Балахонов любит Заболоцкого, особенно раннего, периода «Столбцов», — этот факт ощутим по ряду стихотворений из его книг. Например:
Где каждый третий ходит битым,
О чём твердит сковорода,
Дом двигает чугунным бытом,
Живьём срезает провода.
Там гость встречается неважный
И реет дух эфира бражный:
Вот смачный падает глоток
В пищеварительный поток...
(«Пьянка»)
У него много стихов, метафорически изображающих космогонические процессы, а также жизнь земной природы (времена года с присущими им катаклизмами, ночь и день, и пр.). Ощутима давняя поэтическая традиция, восходящая в России едва ли не к Ломоносову и Державину. Однако тут не «зависимость», а творческая преемственность. Например:
Пришёл в всклокоченном тулупе,
Сверкая в дыры сторонами,
Сопровождающие вкупе
Тряслись метелью между нами.
Но он навёл морозом грани,
Предстал ночам сибирским богом,
Когда Возничий вывел сани
И сел Юпитер за порогом.
‹...›
Сама селена поклонилась,
Взяла на нимб его колечко,
У губ варяга задымилась
Перемерзающая речка.
Они со скрипом целовались,
К утру закончив с остекленьем,
Чтоб мы до марта любовались
Зимы зеркальным отраженьем.
(«Пришёл в всклокоченном тулупе...»)
Словесная живопись стихов Г. Балахонова временами вызывает и ассоциации с картинами Константина Васильева:
Мчишься за военным корифеем,
Смертью храбрых павших выбираешь,
Вместе с окровавленным трофеем
Грозно и уверенно летаешь.
Поднимаешь битого в Валхаллу,
Буром прешь из жуткой карусели...
Но пойдешь рабыней к опахалу,
Разольешь дурманящие эли.
‹...›
Променяй оружие на шубы,
Прочитай Евангелие Матфея,
И подставь взволнованные губы
Поцелуям нежного Орфея.
(«Валькирия»)
Творческая преемственность от лучших кубофутуристов, от Маяковского также ощутима по характеру используемой образности, по тяготению автора к острым вопросам современности:
Обреченною ночью выхватывай
Золотые нашивки в Кремле
И звездой, что казалась гранатовой,
Обманись на пропащей земле.
Прилагай к рычагам всё умение,
Уезжай на ученом слоне
В час, когда повторится затмение
И за горло возьмутся стране:
И она, засучивши суставами,
Кровью сплюнув губою Обской,
Загремит под откосом составами,
Захлебнется в пучине морской.
Глубину испытав алкогольную,
Раздирающий выпустит вой
И прочтет вожделенную вольную
Отсеченной гнилой головой.
(«Особое московское»)
Вряд ли это поэтическое иносказание на современную тему нуждается в подробном комментарии.
Те же традиции русской гражданской лирики проступают в стихотворениях «Диктатура», «С французского», «Реформация», «Alter ego», «Категорично отвергаешь...», «Эпилог» и др.
Яркому, но не светлому по краскам, сложному творчеству Г. Балахонова свойственна мрачноватая апокалиптичность, которая, увы, не удивительна в наше пасмурное время (пример — недавно ушедший из жизни Юрий Кузнецов).
Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение. © Copyright Юрий Минералов. Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением федерального закона об охране авторских и смежных прав.