КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
русской литературы XVIII века
(часть II)
Василий Кириллович Тредиаковский (1703
— 1768), Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765), Александр Петрович Сумароков
(1717 — 1777) — три крупнейших поэта-современника.
Жизненный путь В. К.
Тредиаковского (сын астраханского священника,
учившийся в Славяно-греко-латинской академии, и продолживший образование за
границей в Сорбонне; придворный поэт при Анне Иоанновне; первый в России
профессор из русских, затем академик).
Жизненный путь М. В. Ломоносова (сын государственного крестьянина-помора из Архангельской
губернии, занимался самообразованием, затем ушел в Москву и учился в
Славяно-греко-латинской академии; как один из лучших учеников, был направлен в
Петербург в университет при Академии наук, а оттуда в Германию для обучения
горному делу, химии и металлургии; учился и работал в Марбурге и Фрейбурге; по
возвращении в Россию — адъюнкт, затем профессор и академик; сделал крупнейшие
открытия в области химии и физики; инициировал создание Московского
университета.).
Жизненный путь А. П. Сумарокова (выходец из старинной дворянской фамилии, кончивший
привилегированный Сухопутный шляхетный корпус — учебное заведение для родовитых
дворян; был в военной службе на адьютантских должностях; с 1756 г. директор
новосозданного Российского театра и его режиссер; с 1761 г. после столкновений с
начальством подал в отставку и стал первым русским профессиональным писателем; с
женой-дворянкой развелся и, бросая вызов дворянскому общественному мнению,
женился на крепостной девушке; после ее смерти женился в третий раз — опять на
крепостной; умер в крайней бедности и похоронен московскими актерами на кладбище
Донского монастыря).
Жизненный путь Михаила Матвеевича
Хераскова (1733 — 1807) — учеба в Сухопутном
шляхетном корпусе, многолетняя служба в Московском университете — руководитель
библиотеки, типографии и университетского театра, затем поочередно директор и
куратор (попечитель) университета.
Василий Иванович Майков (1728 — 1778) — сын ярославского помещика; тянул
солдатскую лямку в лейб-гвардии Семеновском полку, где за восемь лет поднялся от
рядового до капитана; позже сменил ряд крупных гражданских
должностей.
Жизненный путь Александра Николаевича
Радищева (1749 — 1802) — родился в Москве, окончил в
Петербурге Пажеский корпус, в 1766 — 1771 гг. учился в Лейпцигском университете
на юридическом факультете, затем служил в соответствии с профессией, за
публикацию в домашней типографии «Путешествия из Петербурга в Москву» сослан в
Сибирь, освобожден Павлом I в 1796 г., участвовал в конституционных проектах при
воцарении Александра I; неожиданно покончил самоубийством.
Гавриил Романович Державин (1743 —
1816) — поэт-новатор, склонный даже к
экспериментаторству и более всего напоминающий по своей стилистике и по
проблематике своего творчества крупнейшего поэта начала XX века — В. В.
Маяковского.
Жизненный путь Дениса Ивановича
Фонвизина (1745 — 1792) — дворянский сын, окончил
философский факультет Московского университета, с 1762 г. служил переводчиком в
Коллегии иностранных дел, затем состоял при кабинет министре И. П. Елагине; в
1777 г. посетил Францию с поручением к русскому послу; в 1782 г. вышел в
отставку, в 1784 — 1785 гг. совершил путешествие в Италию; умер, парализованный,
после нескольких апоплексических ударов.
Творчество Ивана Андреевича Крылова
(1769 — 1844) в XVIII веке. Журнал «Почта духов»
(1789). Повесть «Каиб» (1792).
Поэзия Ивана Ивановича Дмитриева
(1760 — 1837). «Чужой толк», «Послание Н. М.
Карамзину».
Творчество Николая Михайловича
Карамзина (1766 — 1826) в XVIII веке. Его масонские
увлечения. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XIX ВЕКА
Личность и деятельность адмиралаАлександра Семеновича Шишкова (1754 — 1841).
«Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». ЛИТЕРАТУРА Авторские сборники поэтов XVIII в. (Державина, Ломоносова,
Сумарокова, Тредиаковского и др.) в издании «Библиотеки поэта» издательства
«Советский писатель». УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960 (4-е
изд.). НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА Асеев Б. П. Русский драматический театр от его истоков до конца.
XVIII века. М., 1977.
Доктор филологических наук профессор
член Союза писателей Российской Федерации
Ю. И. Минералов
Их литературное соперничество.
Их книга «Три оды парафрастические, чрез
трех стихотворцев составленные» (1743).
Поэтическое творчество и
филологическая работа Тредиаковского. Его грандиозная переводческая деятельность
(десятитомная «Древняя история» Ролленя и его же шестнадцатитомная «Римская
история», четырехтомная «История об императорах» Кревье, «галантный»
роман-аллегория Поля Тальмана «Езда в остров любви», роман Иоанна Барклая
«Аргенида» и др.).
«Стихи похвальные России», «Стихи похвальные Парижу»,
«Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», «Строфы
похвальные поселянскому житию» и др.
«Оды божественные» — стихотворные
переложения (парафразисы) псалмов; «Парафразис вторыя песни Моисеевы» («Вонми,
о! небо, и реку... »).
Оды «О сдаче города Гданска» (творческая переработка
оды Буало на взятие Намюра), «Вешнее тепло» и др.
Пионерская роль
Тредиаковского в реформировании национального стихосложения (разработал русскую
силлабо-тонику, хотя субъективно предпочитал хорей и ямбу и трехсложным
размерам, на необоснованность чего ему вскоре справедливо указал Ломоносов —
своим «Письмом о правилах российского стихотворства» дополняя реформу
стихосложения Тредиаковского).
Книга Тредиаковского «Новый и краткий способ
к сложению российских стихов» (1735). Статьи «О древнем, среднем и новом
стихотворении российском», «Мнение о начале поэзии и стихов
вообще».
Эпическая поэма «Тилемахида» (1766) — стихотворное переложение
французского романа Франсуа Фенелона «Похождения Телемака» (для этого
переложения Тредиаковским-новатором применен ранее им разработанный теоретически
«русский гекзаметр», который в пушкинскую эпоху будет использован Н. Гнедичем
для перевода «Илиады» и В. Жуковским для перевода «Одиссеи»).
Причины частой
недооценки Тредиаковского в конце XVIII — начале XIX вв.
Поэтическое творчество Ломоносова. Ода «На взятие Хотина 1739
года», «елисаветинский» цикл од, религиозно-философские оды («Ода, выбранная из
Иова», переложения псалмов, «Утреннее» и «Вечернее» «Размышление о Божием
величестве»), «Случилось вместе два Астронома в пиру...», «Я знак бессмертия
себе воздвигнул...», «Письмо о пользе стекла» и др., цикл «Разговор с
Анакреоном», незавершенная поэма «Петр Великий». Трагедии Ломоносова («Тамира и
Селим», «Демофонт»).
«Письмо о правилах российского стихотворства» (написано
в 1739 г., впервые опубликовано в 1778 г.).
Стихотворное творчество
Ломоносова-поэта по новым силлабо-тоническим принципам — основной его вклад в
реформу русского стихосложения.
«Малая» и «Большая» риторики Ломоносова; его
уникальная попытка перевести в риторику из логики учение о силлогизме; гипотеза
о наличии символического смысла у гласных и согласных; истолкование метафоры как
сопряжения «далековатых» идей.
Грамматика Ломоносова — первая научная
грамматика русского языка, изданная в России (1755).
М. В. Ломоносов —
гордость отечественной культуры, универсальный ученый и мыслитель, крупный
писатель.
Многообразие литературной деятельности Сумарокова:
знаменитый драматург и энергичный театральный деятель, он был автором девяти
трагедий и двенадцати комедий; Сумароков — издатель первого литературного
журнала «Трудолюбивая пчела»; лирик и сатирик, работавший в жанре элегии,
эклоги, идиллии, басни (свои басни он именовал притчами) и в жанре оды;
сочинявший популярные у современников песни, пародии («оды вздорные»);
поэт-переводчик, создавший полное стихотворное переложение Псалтыри; фактический
основоположник русского классицизма; выдающийся критик; автор педагогического
трактата «Наставление младенцам», создавший особую методику комплексного
обучения детей.
«Сумароковский» классицизм. Сумароков как теоретик
классицизма; его программные стихотворные эпистолы «О русском языке» и «О
стихотворстве».
«Терпи, моя душа, терпи различны муки...», «Коловратность»,
«Ворона и Лиса», «Шалунья», «Посол Осел», «Ось и Бык», «Жуки и Пчелы» и
др.
Участие Сумарокова в реформировании русского стихосложения; Сумароков о
роли в стихе пиррихиев и спондеев. Сумароковская школа особо точной рифмовки
(«рифмы, гладкие, как стекло»).
Сумароков-драматург. Трагедии «Хорев» (1747),
«Гамлет» (1748) «Синав и Трувор» (1750), «Димитрий Самозванец» (1771) и др.
Комедии «Тресотиниус» (1750), «Опекун» (1764 — 1765), «Рогоносец по воображению»
(1772) и др.
Сатиры «О французском языке», «О худых рифмотворцах».).
Херасков-драматург. Трагедии «Венецианская
монахиня» (1758), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782) и
др.
Поэмы Хераскова — «Чесмесский бой» (1771), «Россияда» (опубл. 1779),
«Владимир возрожденный» (1785) и др.
Роман «Нума Помпилий, или процветающий
Рим» (1768). «Стихотворная проза» Хераскова — романы «Кадм и Гармония» (1786),
«Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794). Литературная техника «стихотворной
прозы».
Эволюция Хераскова-драматурга от классицизма к «слезной»
(«мещанской») драме — «Друг нещастных» (1771), «Гонимые» (1775) и др.; осуждение
Сумароковым «сего нового пакостного рода».
Масонские мотивы в творчестве
Хераскова и других русских писателей XVIII века. Издание Херасковым (совместно с
Н. И. Новиковым) масонского журнала «Утренний свет» (1777).
Поэты кружка
Хераскова — Алексей Андреевич Ржевский (1737 — 1804),
Сергей Герасимович Домашнев (1743 — 1795), Михаил Никитич Муравьев (1757 —
1807), Ипполит Федорович Богданович (1743 — 1803) и
др.
Поэтические эксперименты Ржевского (фигурные стихи, перевертени и т. п., его опыты со
строфикой и ритмикой, их влияние на технику русских поэтов).
Творчество Муравьева: «Дщицы для
записывания», «Ночь», «Желание зимы», «Неверность», «К Музе», «Сила гения»,
«Размышление» и др.».).
Творчество Майкова. Жанр «ироикомической поэмы». Поэмы Майкова
«Игрок ломбера» (1763) и «Елисей или раздраженный Вакх» (1771). Влияние «Елисея»
на русскую поэзию.
Драматургические опыты Майкова (трагедии «Агриопа»,
«Фемист и Иеронима»).
«Нравоучительные басни и сказки» Майкова.
Майков как
один из ярчайших иронистов русской литературы.
Жизненный путь Ипполита Федоровича Богдановича (1743 — 1803) — сын мелкого украинского дворянина-«шляхтича», в десять
лет записан юнкером Юстиц-коллегии в Москве; позже учился в некоем «при
Сенатской конторе математическом училище», затем познакомился с М. М.
Херасковым, был им взят в университет с чином прапорщика и получил приют в его
доме; после служит в Петербурге переводчиком в Иностранной коллегии, затем в
Дрездене секретарем русского посольства в Саксонии; издает журнал «Собрание
новостей», редактирует газету Академии наук «Санктпетербургские ведомости»
(наконец отстранен за «типографские погрешности»); «высочайшая благосклонность»
после прочтения Екатериной II поэмы «Душенька»; с 1783 г. Богданович академик,
участвует в создании «Словаря Академии Российской»; в 1796 г. поселился в семье
брата в г. Сумы, оттуда переехал в Курск; умер одиноким холостяком.
Поэма
«Душенька» (1783), ее последующее влияние на русскую поэзию XIX века.
«Легкий
слог» Богдановича, его сюжетное мастерство.
Поэма «Блаженство народов»
(1765), ее связь с масонскими увлечениями Богдановича.
«Русские пословицы»
Богдановича (1785), их стилизаторская основа.
Богданович-переводчик.
Старинная повесть в стихах «Добромысл» (опубл.
1805).
«Мещанский» сентиментализм в прозе и драматургии.
Романы
Федора Александровича Эмина (1735 — 1770) «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонды» (1763),
«Письма Эрнеста и Доравры» (1766) и др. «Адская почта, или Переписки Хромоногого
беса с Кривым» (1769). Личность самого Эмина («Магомета Али Алжирского») и его
романтическая «авантюрная» биография.
Проза Михаила Дмитриевича Чулкова (1744 — 1792).
Повесть «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины»
(1770).
«Русские сказки» Василия Алексеевича
Лёвшина (1746 — 1826).
Кружок Ивана Перфильевича Елагина (1725 — 1793),
теория «склонения на русские нравы» (сюжетного переложения) в драматургии. Владимир Игнатьевич Лукин (1737
— 1794), его принцип «сатиры на пороки», а не на конкретные лица.
Комедии-переложения Лукина «Щепетильник» (1765), «Награжденное постоянство»
(1765) и др. Комедия «Мот, любовью исправленный» (1765) и ее
патриархально-крепостническая тональность.
«Житие Федора
Васильевича Ушакова» (1788).
Жанр «Путешествия из Петербурга в Москву»
(1790). «Путешествие из Петербурга в Москву», его общественно-историческое
значение и его воздействие на русскую литературу XIX века.
Радищев о русских
писателях.
Стихи Радищева. «Вольность». «Ты хочешь знать: кто я? что я?..».
«Осьмнадцатое столетие».
Просветительская деятельность Николая Ивановича Новикова (1744 — 1818). Его сатирические журналы «Трутень» (1769 — 1770), «Пустомеля» (1770),
«Живописец» (1772), «Кошелек» (1774). Московский период. Журналы «Городская и
деревенская библиотека» (1782—1786), «Детское чтение для сердца и разума»
(1785—1789).
Риторики второй половины XVIII века.
Постломоносовские
труды по грамматике.
«Письмовник» Николая
Гавриловича Курганова (1725 — 1796), его
состав.
Жизненный путь Василия Петровича
Петрова (1736 — 1799) — рано осиротевший сын
московского священника, окончил Славяно-греко-латинскую академию, оставлен при
ней преподавателем риторики, и поэтики, после «Оды на карусель» вызван ко двору,
награжден и сделан личным переводчиком Екатерины II; стал близким другом
Потемкина; с 1772 г. продолжил образование в Англии, вернулся в 1774 г.; в 1880
г. неожиданно вышел в отставку (под предлогом болезни, но, вероятно, в виде
протеста — царица однажды необдуманно назвала гордого и самолюбивого Петрова
своим «карманным стихотворцем»); поселился в своем имении в Орловской губернии,
занявшись делами семьи и хозяйством.
Творчество Петрова. Перевод «Энеиды»
Вергилия (1786). Оды «На карусель» (1766, 1782), «На войну с турками» (1769) и
др. «Плач на кончину Потемкина» (1791).
Место Петрова в русской литературе
XVIII века как яркого лирика и поэта-государственника, непосредственного
предшественника Державина на стезе гражданской поэзии.
Он так же любил «свернутую метафору» (неологизмы — «горорытье»,
«янство», «тихогром» и т. п.), экспериментировал с ритмикой (опробовал уже в
XVIII веке тонический стих), синтаксисом, ввел искусственно «забытую»
впоследствии и возрожденную в начале XX века неточную рифму («ассонанс»).
Оды Державина: «Фелица» (1782) и другие «екатерининские» оды; «На смерть
князя Мещерского» (1779), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791
— 1794) и др.
Духовные оды Державина. «Суворовские» оды Державина. Ода «На
взятие Измаила» (1790) и характер ее связи с «суворовским циклом».
Лирические стихотворения — «Снигирь», «Памятник», «Русские девушки»,
«Весна», «Лебедь» и др.
Теоретические воззрения Державина на литературу.
Книга «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде».
Жизненный путь Державина
— бескомпромиссного мужественного человека, крупного государственного деятеля —
необходимое дополнение и обрамление его поэзии, всегда таящей много
«автобиографических» штрихов (рано осиротевший сын бедного казанского дворянина,
учился в местной гимназии, затем всю жизнь занимался самообразованием; с
восемнадцати лет служил рядовым, затем капралом Преображенского полка, живя в
солдатской казарме; начал писать, пытаясь учиться у Ломоносова и Сумарокова, но
предпочитая им стихи своего сослуживца князя Козловского; впоследствии Державин
— дважды губернатор, сенатор, министр юстиции).
Державин как человек широких
литературных воззрений (зорко разглядел выдающийся талант в совсем юном Пушкине,
хотя и был сам поэтом совсем другого склада; участвовал в судьбе других
начинающих писателей).
Поэты кружка Державина — Василий Васильевич Капнист (1758 — 1823), Николай Александрович Львов
(1751 — 1803), Иван Иванович Хемницер (1745 — 1784) и
др.
Драматургия Фонвизина. «Елагинский»
период творчества, комедия «Корион» — переработка пьесы Грессе «Сидней». Комедии
«Бригадир» (1769) и «Недоросль» (1782) как классика русской
драматургии.
Стихи Фонвизина. «Лисица-казнодей», «К слугам моим».
Проза
Фонвизина. «Записки первого путешествия» («Письма из Франции») (1777) — письма,
адресованные П. И. Панину, как блестящее произведение допушкинской прозы и
ценный общественно-исторический документ. Письма из Италии к сестре как другой
яркий образец прозы XVIII в. «Повествование мнимого глухого и немого»
(1783).«Каллисфен» (1786). «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»
(1798). «Друг честных людей, или Стародум» (опубл. 1830).
Поэтическое
творчество Ермила Ивановича Кострова (1755 —
1796). Перевод «Илиады» Гомера (1787). «Суворовский»
цикл Кострова; ода «На взятие Очакова», эпистолы «На взятие Измаила», «На взятие
Варшавы». Личные отношения с Суворовым. «Письмо к творцу оды, сочиненной в
похвалу Фелицы, царевны киргизкайсацкой» (1784).
Костровский перевод Оссиана
— «Оссиан, сын Фингалов, бард третьего века» (1792).
Своеобразие стиха
Кострова; обогащение им русской рифмы.
Драматурги последней четверти
XVIII века (В. В. Капнист, Я. Б. Княжнин, М. И.
Попов, А. А. Аблесимов, Н. П. Николев и др.). Комедия
Капниста «Ябеда» (1794). Трагедия Якова Борисовича
Княжнина (1742 — 1791) «Вадим Новгородский»
(1789).
Жанр басни в поэзии XVIII века (В. Тредиаковский, М. Ломоносов,
А. Сумароков, Д. Фонвизин, И. Хемницер и др.).
Басни Хемницера «Стрекоза», «Паук и Мухи», «Дележ
львиный», «Обоз», «Волчье рассуждение» и др.
Первые пьесы (трагедия «Филомела», комедии
«Сочинитель в прихожей», «Проказник» и др.). Гротесково-буффонная пьеса
(«шутотрагедия») «Подщипа» («Трумф») (1798 — 1800).
Сентиментализм
(«сентиментальный романтизм») в русской словесности..».).
Его лирические песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою,
ангел, стало? » и др.). Басни Дмитриева. «Дуб и Трость», «Два голубя», «Суп из
костей» и др.
Роль Дмитриева в «очищении» языка поэзии сентименталистами.
Поэзия Карамзина и ее тенденции к повествовательности. «Осень»,
«Кладбище», «К соловью», «Послание к Дмитриеву», «Послание к А. А. Плещееву»,
«Меланхолия» и др. Поэма («богатырская сказка») «Илья Муромец» (1794). Роль
Карамзина в развитии белого (безрифменного) стиха.
Проза Карамзина. Ранние
повести («Евгений и Юлия», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия»,
«Остров Борнгольм», «Сиерра Морена», «Марфа Посадница» и др.).
«Письма
русского путешественника» (1791 — 1792). Образ повествователя.
«Письма
русского путешественника» Н. Карамзина и жанр «путешествия» в русской литературе
XVIII века.
«Периоды» в прозе Карамзина. Перифрастика в стиле
Карамзина.
Мемуаристика и публицистика конца XVIII в. А. Т. Болотов. «Жизнь и приключения Андрея
Болотова». М. М. Щербатов.
«О повреждении нравов в России».
Культурно-исторические процессы грани XVIII — XIX
веков.
Собирание и публикация памятников русского фольклора и древнерусской
литературы («Древние российские стихотворения» Кирши Данилова, «Слово о полку
Игореве», летописи).
Журналы 1800-х — 1810-х годов. «Северный вестник» И.
Мартынова, «Вестник Европы» Н. Карамзина, «Корифей» А. Галинковского, «Цветник»
А. Измайлова и А. Бенитского, «Московский Меркурий» П. Макарова и др. «Вольное
общество любителей словесности, наук и художеств».
Литературная деятельность
И. М. Борна, В. В. Попугаева, И. П. Пнина.
Творчество Василия Трофимовича Нарежного (1780 — 1825).
Трагедия «Дмитрий Самозванец» (1804).
Роман «Российский Жилблаз,
или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (1814), повесть «Гаркуша,
малороссийский разбойник» (опубл. 1950).
Драматургия Владислава Александровича Озерова (1769 — 1816).
«Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (1807),
«Поликсена» (1809) и др.
Эволюция русского сентиментализма.
Полемика
вокруг вопросов языка в стиля. Увлечение «всеобщей» «философской» («логической»)
грамматикой Пор-Ройяля (грамматики Н. Язвицкого, Н.
Тимковского, Г. Якоба и др.).
Грамматические
руководства Н. И. Греча.
Риторики М. М. Сперанского, А. Ф.
Мерзлякова и др. «Общая реторика» и «Частная
реторика» Н. Ф. Кошанского.
«Дружина славян» и писатели-карамзинисты. «Трудный слог» и «легкая
поэзия».
Творчество Г. Р. Державина в XIX веке. Державинская линия в
поэзии.
Поэзия Семена Сергеевича Боброва (1763
— 1810).
Бобров и «Вольное общество любителей
словесности, наук и художеств».
Стихи Боброва, собранные им в четырехтомнике
«Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных,
браноносных и мирных гениев России» (1804).
«Щастлива страна, которая имеет
таких Поэтов!» («Журнал российской словесности» о Боброве в 1805
г.)
Философская поэма в двух частях «Древняя ночь вселенной» (1807 — 1809).
Оды «Конец войны при Дунае», «Мир со шведами», «Последняя дань сердца графу
Румянцеву-Задунайскому», «Всерадостное сретение их Императорских величеств по
торжественном их короновании в Москве» и др. Стихотворения «Плачущая Нимфа»,
«Могила Овидия», «Размышление о создании мира», «Обузданный Юпитер, или Громовый
отвод», «Вечеринка», «Стансы на учреждение корабельных и штурманских училищ при
Адмиралтействе 798 года», «Торжественный день столетия от основания града Св.
Петра. Мая 16 дня 1803» и др. Поэма «Таврида» (IV том «Рассвета
полночи»).
Памфлет Боброва «Происшествие в царстве теней» и поэма Батюшкова
«Видение на брегах Леты».
Поэзия Сергея
Александровича Ширинского-Шихматова (1783 — 1837).
Поэма «Пожарский, Минин, Гермоген, или спасенная Россия» (1807). Эпическая поэма
«Петр Великий» (1810).
«Безглагольная» рифмовка Шихматова..
СБОРНИКИ ТЕКСТОВ
Русская проза XVIII века. Т. 1—2. М.; Л.,
1950.
Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.; Л.,
1950.
Сатирические журналы Н. И. Новикова. М., 1951.
Русские повести
первой трети XVIII века. М,; Л., 1965.
Русская силлабическая поэзия ХУП —
XVIII веков. Л., 1970.
Русская проза XVIII века. М., 1971.
Русская поэзия
XVIII века. М., 1972.
Поэты XVIII века. Т. 1—2. Л., 1972.
Лиры и трубы:
Русская поэзия XVIII века. М., 1973.
Панегирическая литература петровского
времени. М., 1979.
Русская драматургия XVIII века. М., 1986.
Русская
сатирическая проза XVIII века. М., 1986.
Повести разумные и замысловатые:
Популярная бытовая проза XVIII века. М., 1989.
Ландшафт моих воображений:
Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990.
Русская литература. Век
XVIII. Лирика. М,, 1990.
Русская литература. Век XVIII. Трагедия. М..
1991.
Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.
Орлов
О. В., Федоров В. И. Русская литература XVIII века. М., 1973.
Федоров В. И.
Русская литература XVIII века. М., 1990.
Русская литература XVIII века
/Сост. Г. П. Макогоненко. Л., 1970.
Русская литература XVIII века. 1700—1775
/Сост. В. А. Западов., 1979.
Русская литература последней четверти XVIII века
/ Сост. В. А. Западов. М., 1985.
Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века.
М.: Л,. 1952.
Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л.,
1977.
Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней. Т. 1. М., 1979.
Валицкая А.
П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.
Глухов В. Я. Н. И. Новиков как
писатель-сатирик. Иванове, 1991.
Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. М.,
1985.
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1939.
Западов А.
В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов. Г. Р. Державин: Литературные очерки. М.,
1979.
Западов А. В. Поэты XVIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков.
М. Херасков: Литературные очерки. М., 1984.
Исакович И. В. «Бригадир" и
«Недоросль" Д. И. Фонвизина. Л., 1979.
Коваленская Н. Н. История русского
искусства XVIII века. М., 1962.
Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване
Крылове М., 1996.
Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли
XVIII века. Л., 1968.
Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев.
«Путешествие из Петербурга в Москву": Комментарий. Л., 1974.
Ломоносов и
русская литература. М., 1987.
Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М.,
1987.
Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956.
Макогоненко Г. П.
Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.; Л., 1951.
Макогоненко
Г. П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М.,
1969.
Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. М.,
1999.
Минералов Ю. И. Из лекций по русской словесности XVIII века. Эпоха
барокко. Классицисты и просветители. Время Державина. — Вестник Литературного
института им. А. М. Горького. М., 1999. Вып. 2; 2000, вып. 2.
Моисеева Г. Н.
Древнерусская литература вхудожественном сознании и исторической мысли России
XVIII века. Л., 1980.
Морозов А. А. Проблема барокко в русской литературе
XVII — начала XVIII века. — Русская литература, 1962, №3.
Морозов А. А.
Ломоносов. М. 1965.
Морозов А. А. Ломоносов и барокко. — Русская литератукра,
1965, №2.
Москвичева Г. В. Жанры русского классицизма: Из лекций по
спецкурсу. 4. 1—3. Горький, 1971 — 1974.
Москвичева Г. В. Русский классицизм.
М., 1986.
Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.
Очерки русской
культуры XVIII века. 4. 1—4. М„ 1985—1990.
Павлович С. Э. Пути развития
русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.
Панченко А. М.
Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
Пигарев К. В.
Творчество Фонвизина. М., 1954.
Пигарсв К. В. Русская литература и
изобразительное искусство (XVIII — первая четверть XIX века): Очерки. М,.
1966.
Развитие барокко и зарождение классицизма в России ХVII — начала XVIII
века. М., 1989.
Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М.,
1982.
Серман И. З. Державин. Л., 1967.
Серман И. З. Русский классицизм:
Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.
Смирнов А. А. Литературная теория русского
классицизма. М., 1981.
Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и
первой половины XIX века. М., 1955.
Софронова Л. А. Поэтика славянского
театра ХУП — XVIII веков. М.. 1981.
Степанов Н. Л. И. А. Крылов. Жизнь и
творчество. М., 1958.
Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Л.,
1981.
Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.
Татаринова Л. Е.
История русской литературы и журналистики ХVIII века. - М., 1982.
Татаринцев
А. Г. А. Н. Радищев. Ижевск, 1984.
Травников С. Н. Путевые записки
петровского времени (проблема историзма). М., 1987.
Уткина Н. Ф., Ничик В. М.
Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.
Федоров В. И. Литературные
направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.
Ходасевич В. Ф.
Державин. М., 1988.
Шкуринов П. С. А. Н. Радищев. Философия человека. М.,
1988.
Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.
История
русской литературы XVIII века: Библиографический указатель / Сост. В. П.
Степанов и Ю. В. Стенник. Л., 1968.
Русская литература XVIII века:
Словарь-справочник. М., 1997.
Русские писатели: Биобиблиографический словарь.
М., 1971.
Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988.